Важные моменты для применения мотивационных стратегий в реальной жизни

После представления семи подходов к трудовой мотивации почти неизбежно возникает вопрос о том, какая из теорий имеет наибольшую практическую ценность или, точнее, какая теория «работает».

Хотя ответить на этот вопрос непросто, некоторые практические рекомендации помогут в принятии решения. Митчелл называет этот процесс «согласованием» мотивационных стратегий с различными организационными контекстами. Митчелл утверждает, что нам следует начинать с распознавания проблемы.

Три казуальных фактора

Поведение имеет три каузальных фактора: мотивацию, способности и ограничения. Предпочтительная начальная точка нашего анализа — ограничения.

Во многих случаях устранение ограничений и ситуационных препятствий помогает и может быть значительно более эффективным, чем попытки повысить уровень способностей или мотивации. Примером ситуационного препятствия может служить отсутствие необходимого оборудования.

Если и после устранения ситуационных ограничений проблема сохраняется, следует проанализировать способности и навыки — определить, связана ли проблема со способностями. Возможно, вы стараетесь действовать таким образом и в таких контекстах, для которых у вас отсутствуют необходимые способности, и усилия не могут компенсировать их отсутствие.

Если о недостатке способностей речь не идет, проблема, вероятно, имеет выраженный мотивационный компонент. Однако существует несколько видов мотивационных проблем. Апатия и скука предполагают проблему с активацией. Если вы усердно, но тщетно работаете, вероятно, действия имеют разную направленность. Если вы делаете недостаточно, центром внимания должны стать интенсивность и настойчивость.

В идеальном случае в вашем средовом контексте должно быть место для мотивации к проявлению себя. Могут существовать организационные ограничители, подавляющие меж — и внутри индивидуальные различия в мотивации. Например, на конвейерной линии сборки скорость конвейера определяет объем выпуска.

Работая интенсивнее, вы не можете заставить конвейер двигаться быстрее; конвейер также не движется быстрее на участке наиболее усердных работников. Чтобы повысить мотивацию и, как следствие, производительность, необходимо устранить подобные организационные ограничения.

Убедившись в наличии мотивационной проблемы и решив, какой из мотивационных процессов играет ключевую роль, вы должны рассмотреть еще целый ряд вопросов. На этом этапе Митчелл ссылается на «согласованность» между мотивационной стратегией, которую вы выбираете, и организационным контекстом, с которым вы сталкиваетесь.

Организационные контексты различаются по ряду параметров, например по ясности критериев, в соответствии с которыми вас будут оценивать, по частоте и характеру обратной связи относительно вашего поведения, по тому, оценивается индивидуальное или групповое поведение, и т. д.

Хотя постановка целей и саморегуляция являются наиболее подходящими и адаптируемыми мотивационными стратегиями, они требуют регулярного предоставления обратной связи. Например, если вы поставили перед собой цель получить пятерку по какому-то предмету, но ваша отметка определяется лишь общим экзаменом по окончании курса, в течение всего семестра вы не сможете получить формальную обратную связь относительно своих успехов.

Вам придется полагаться на иногда обманчивое интуитивное понимание того, насколько хорошо вы усваиваете материал. В подобном случае мотивационный стимул может предоставить теория подкрепления, например еженедельное вознаграждение самого себя за достижение определенного уровня. Теория ожиданий поможет разрешить вопросы, касающиеся направленности и интенсивности, например субъективной связи между старательностью в освоении какого-то предмета и отметками по этому предмету.

Если эта связь недостаточно тесная, есть ли у вас какие-нибудь предположения относительно факторов, обусловливающих слабость этой связи? То есть можете ли вы обратиться за помощью к преподавателю или к репетитору? Наконец, если в классе создаются командные проекты, можно ли поставить командные цели и организовать командное поощрение? Можно ли использовать теорию равенства для оценки вклада и результатов других команд по сравнению с вкладом и результатами вашей группы?